#

Программа реформирования управления региональными финансами Краснодарского края

Версия для печати

Программа реформирования управления региональными финансами Краснодарского края


1. Ведение 
2. Концепция программы

2.1. Обоснование необходимости реформирования 
2.2. Цели реформирования 
2.3. Задачи, решаемые в ходе реализации программы; обоснование выбора направлений, включенных в программу.

3. Ожидаемые результаты

Введение 

В проблемах бюджета отражаются все проблемы экономики и общества. 
Бюджет является важнейшим инструментом проведения государственной политики. 
Поэтому определение стратегических направлений реформирования региональных финансов имеет важнейшее значение для общей стратегии развития Краснодарского края. 

Законодательным Собранием Краснодарского края и администрацией Краснодарского края вопросы укрепления доходной части краевого и консолидированного бюджетов, повышения эффективности расходования средств, модернизации процедур составления и исполнения бюджета, управления государственным и муниципальным долгом, управления государственной и муниципальной собственностью, контроля за расходованием бюджетных средств, совершенствования системы распространения информации о бюджете рассматриваются в качестве приоритетных. 

В Краснодарском крае делается многое для выполнения указанных задач и достижения поставленных целей. Результатом является существенный рост доходов бюджета в 2001 году по сравнению с предшествующим годом, позволивший направить поступившие средства на решение социально-экономических проблем региона. Однако достигнутые результаты не являются основанием для прекращения или приостановления работы по созданию системы управления бюджетом края, адекватной требованиям времени. 

Краевой бюджет на 2002 год впервые за последние годы утвержден до начала финансового года. До начала 2002 года проведены тендеры на поставку продукции и предоставление услуг для нужд бюджетной сферы. Эти меры должны дать импульс для организации продуманной работы по мобилизации средств в бюджет и экономного их расходования. В бюджете 2002 года в составе капитальных расходов впервые выделен бюджет развития. 

В целях обеспечения роста бюджетных доходов и исполнения бюджетных обязательств будут использоваться сложившиеся формы работы - деятельность мобильных групп, балансовых комиссий, установление дополнительных заданий по доходам; продолжится работа по паспортизации муниципальных образований с составлением паспортов территории, отрасли, предприятия; особое внимание будет уделено работе по снижению недоимки. 

В ходе исполнения бюджета строго соблюдаются и будут соблюдаться в дальнейшем приоритеты бюджетной политики, определяемые краевым бюджетным законодательством. 
Изменения в федеральном законодательстве, касающиеся доходной части бюджета, а также рост расходов, и прежде всего на социальную сферу, ставят новые сложные задачи, которые нашли отражение в краевом бюджете и бюджетах муниципальных образований на 2002 год. 
Их выполнение невозможно без реформирования системы управления региональными финансами. 

Стратегической задачей не только на 2002 год, но и на последующие годы является обеспечение соответствия доходов бюджетов регионального и муниципального уровней тем функциям, которые на них возложены. Эта задача является комплексной. Одним из важнейших ее компонентов является совершенствование межбюджетных отношений. В процессе реформирования управления региональными финансами Краснодарского края будет использоваться опыт, имеющийся в субъектах Российской Федерации, типовая (базовая) модель реформирования бюджетной системы на региональном и местном уровне, а также действующее законодательство. 


Концепция программы 

Обоснование необходимости реформирования 

Рыночные методы управления экономикой, пришедшие на смену административно-командным методам, потребовали коренного реформирования финансовой системы России и ее основного звена - бюджетной системы. 

В настоящее время новая бюджетная система во многих отношениях находится в стадии становления. 
Законодательный механизм перераспределения компетенции между федеральным и региональным уровнями власти, органами местного самоуправления формируется и дорабатывается. Это является одной из причин тех трудностей, которые возникают в процессе составления и исполнения бюджетов всех уровней. 

Решение проблем, связанных с формированием и исполнением бюджетов, является стабилизирующим фактором. Без эффективной системы региональных финансов не может быть достигнут прогресс в экономике и социальной сфере. В настоящее время законодательно закреплены общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, установлены основы бюджетного процесса и регулирования межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок контроля за исполнением бюджетного законодательства.

По каждому из указанных направлений бюджетная система Краснодарского края достигла определенного уровня развития.

Однако система управления общественными финансами в Краснодарском крае требует совершенствования, исходя из:

  • требований, содержащихся в действующем законодательстве,
  • осуществляемого в регионах России реформирования системы управления региональными финансами,
  • мирового опыта функционирования эффективных бюджетных систем.

Необходимость реформирования вызвана также недостаточностью доходных источников для выполнения задач и функций государства и местного самоуправления. 
В связи с этим требуется осуществление системы мер по повышению наполняемости бюджета, приведению в соответствие доходных источников и расходных полномочий путем сокращения расходных обязательств бюджетной системы и повышения эффективности использования имеющихся средств для финансирования социально-значимых расходов. 

Региональная система управления финансами уже находится в процессе реформирования. 
Основные характеристики нынешнего (исходного) состояния системы региональных финансов в Краснодарском крае следующие:

  • бюджет является бездефицитным в течение 5 последних лет, его сбалансированность достигается за счет постоянной работы по укреплению доходной базы и рационального и экономного расходования бюджетных средств в соответствии с приоритетами;
  • в бюджет не привлекаются заимствования с финансовых рынков для финансирования дефицита, в связи с чем не возникает необходимости в масштабном расходовании бюджетных средств на обслуживание и погашение государственного долга;
  • параметры краевого бюджета и большинства муниципальных бюджетов соответствуют ограничениям, устанавливаемым Бюджетным кодексом Российской Федерации;
  • краевой бюджет утверждается в форме закона; порядок разработки, утверждения и контроля за исполнением краевого бюджета и бюджета края регулируется, наряду с нормами федерального законодательства, специальным законодательным актом Краснодарского края. В связи с введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации администрацией края совместно с Законодательным Собранием Краснодарского края подготовлен и принят закон Краснодарского края от 4 февраля 2002г. № 437-КЗ "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Краснодарском крае", в составе закона о бюджете выделен бюджет развития;
  • в публикуемых законах о краевом бюджете и законах об исполнении бюджета за год содержится информация о бюджете и долге; процедура мониторинга и распространения информации о бюджете и долге утверждена постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 22 марта 2000г. № 476-п "Об утверждении перечня и форм финансовой отчетности, представляемой Контрольно-счетной палате Краснодарского края"; утвержден перечень аналитических показателей состояния бюджета и периодичность мониторинга по утвержденным показателям;
  • в организации бюджетного процесса в настоящее время принципиальным моментом становится составление и утверждение закона о бюджете на очередной финансовый год до наступления соответствующего года;
  • при составлении бюджета используются средне- и долгосрочные прогнозные данные плана экономического развития региона, значения макроэкономических показателей, закладываемых в федеральный бюджет, и прогнозов, подготавливаемых федеральными органами власти;
  • доходная часть регионального бюджета в настоящее время формируется исключительно за счет денежных поступлений; в предыдущие годы практика уплаты налогов и иных обязательных платежей в неденежной форме применялась в ограниченных масштабах, в связи с чем Краснодарский край имел один из самых высоких в Российской Федерации показателей формирования доходной части бюджета "живыми" деньгами;
  • по уровню собираемости налогов Краснодарский край занимает одно из первых мест среди субъектов Российской Федерации;
  • политика в области предоставления налоговых льгот направлена на их сокращение, процедура предоставления льгот регламентирована;
  • осуществляется реструктуризация налоговой задолженности плательщиков;
  • по отношению к должникам бюджета применяется процедура банкротства;
  • экономное расходование бюджетных средств достигается за счет широкого применения конкурсов при закупке продукции для нужд бюджетной сферы;
  • осуществляется мониторинг федеральных и региональных законов, увеличивающих объем "наведенных" расходов на нижестоящие бюджеты;
  • долговая политика направлена на ограничение заимствований; все долговые обязательства, существующие в формах, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, фиксируются в аналитическом и синтетическом учете и долговой книге, ведущейся в электронной и бумажной формах; в настоящее время проводится инвентаризация обязательств органов исполнительной власти Краснодарского края, осуществляется мониторинг кредиторской задолженности краевых государственных унитарных предприятий, установлены требования по регистрации заимствований этой группы предприятий; по различным направлениям ведется работа с просроченной задолженностью;
  • кредиторская задолженность на краевом уровне носит текущий характер, на уровне муниципальных образований поставлена и решается задача реструктуризации кредиторской задолженности и обеспечения текущих платежей, с тем, чтобы бюджет не являлся источником неплатежей в экономике;
  • вопросу своевременной выплаты заработной платы в крае придавалось и придается первостепенное значение; при ограниченности финансовых ресурсов разрабатывались соответствующие механизмы обеспечения своевременной выплаты заработной платы, позволившие сохранить социально-политическую стабильность в крае;
  • осуществляется переход от прямого кредитования экономики в форме предоставления бюджетных кредитов к субсидированию части процентной ставки за пользование кредитами;
  • принято принципиальное решение о внедрении казначейской системы исполнения бюджета путем поэтапного перевода на нее с 1 января 2002 года распорядителей и получателей бюджетных средств;
  • сформировано законодательство Краснодарского края, обеспечивающее государственную поддержку инвестиционной деятельности и предусматривающее меры финансового оздоровления хозяйствующих субъектов;
  • краевым законодательством закреплены перечни сфер деятельности, при осуществлении инвестиций в которые осуществляется государственная поддержка в определенных формах, включая предоставление государственных гарантий Краснодарского края; 
    Законодательным Собранием Краснодарского края утвержден полный пакет документов, необходимых для предоставления государственной поддержки инвестиционных проектов, в том числе детальные требования к бизнес-планам; предусмотрен расчет бюджетного эффекта; законодательно закреплен перечень сфер деятельности, для которых возможно предоставление бюджетных средств на возвратной и платной основе, разработан порядок предоставления бюджетных кредитов, включающий методику оценки финансового состояния заемщиков;
  • действует законодательно установленная система гарантий прав субъектов инвестиционной деятельности и правовой режим защиты инвестиций;
  • сформирована и действует система регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • действует простая и понятная процедура выдачи лицензий; - создан реестр государственного имущества, обеспечен учет и контроль за его использованием ;
  • бухгалтерская отчетность об исполнении бюджета подвергается систематическим проверкам со стороны Контрольно-счетной палаты Краснодарского края, по отдельным вопросам - со стороны Счетной палаты Российской Федерации, Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации по Краснодарскому краю;
  • в структуре органов исполнительной власти Краснодарского края создано Краснодарское краевое контрольно-ревизионное управление, которое осуществляет систематические проверки деятельности органов исполнительной власти Краснодарского края и получателей средств краевого бюджета по распоряжению финансовыми активами и имуществом;
  • органом, осуществляющим составление и исполнение краевого бюджета является департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, при формировании бюджета используются данные и прогнозы социально-экономического развития экономики края , подготавливаемые департаментом экономики и прогнозирования доходов Краснодарского края;
  • Закон Краснодарского края от 18 июня 2001г. № 375-КЗ "О финансовых органах Краснодарского края" является правовой основой функционирования единой системы финансовых органов.

По каждому из направлений, характеризующих исходное состояние региональной системы управления финансами, необходимо и возможно достижение прогресса для достижения целей и решения задач, обозначенных в настоящей Программе. 

Необходимость принятия программы реформирования управления региональными финансами именно в настоящее время обусловлена особенностями современной фискальной политики и ее последствиями для региональных и местных бюджетов:

  • с 1 января 2002 года изменилось законодательство о налоге на прибыль (снижена общая ставка налога, и в том числе зачисляемая в бюджеты всех территорий, расширяется перечень расходов, относимых на затраты, с одновременным сокращением перечня льгот, предоставляемых по данному налогу); 
  • уменьшатся поступления подоходного налога с физических лиц по причине возвратов из местных бюджетов имущественных и социальных налоговых вычетов; -изменяется порядок распределения ресурсных платежей; -одновременно значительно возрастают расходы бюджетов. Перечисленные исходные условия формирования бюджета требуют совершенствования системы управления финансовыми ресурсами и собственностью.

Цели реформирования 

Реформирование региональной бюджетной системы в Краснодарском крае должно осуществляться в целях: 
-превращения бюджета в реальный инструмент развития региона, 
-построения современной бюджетной системы, 
-достижения прозрачности бюджетного процесса.

Задачи, решаемые в ходе реализации программы; обоснование выбора направлений, включенных в программу. 

В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

  • обеспечение реалистичности и сбалансированности бюджета,
  • внедрение принципов современной системы финансового управления,
  • совершенствование регионального законодательства в сфере региональных финансов,
  • модернизация процедур исполнения бюджета, -совершенствование межбюджетных отношений на принципах разграничения доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы ,
  • усиление контроля за расходованием бюджетных средств,
  • повышение эффективности использования бюджетных средств.

Программа реформирования включает совершенствование по следующим направлениям:

  • бюджет и бюджетный процесс,
  • система межбюджетных отношений,
  • региональная политика в области доходов и расходов бюджета,
  • долговая политика,
  • управление собственностью,
  • контроль за использованием финансов и собственности,
  • осуществление мониторинга и повышение "прозрачности" бюджетного процесса по всем перечисленным выше направлениям.

Ожидаемые результаты 

Реализация программы реформирования управления региональными финансами должна обеспечить:

  1. качественно более высокий уровень управления бюджетом в интересах населения Краснодарского края при максимально эффективном использовании финансовых ресурсов, 
  2. повышение ответственности органов государственной власти и местного самоуправления за реализацию бюджетной политики, 
  3. усиление социальной защищенности населения края и создание равных условий доступа граждан к основным общественным услугам , 
  4. дальнейшее экономическое развитие региона, поддержание конкурентной среды, 
  5. рост доходов населения, 
  6. достижение общественного согласия в вопросах налоговых и бюджетных правоотношений.

Прогнозируемые результаты реализации программы должны быть достигнуты путем выполнения мероприятий плана реформирования, конкретное содержание которых обусловлено исходным состоянием сложившейся системы управления и определяется целями реформирования. Описание прогнозируемых финансовых результатов приводится в разделе "Финансовое обеспечение" по каждому из направлений использования средств Фонда реформирования региональных финансов.





Назад в раздел
Назад в подраздел