Реформирование управления финансами в Краснодарском крае
- Главная
- Бюджетная реформа
- Реформирование финансов
- Программы реформирования региональных и муниципальных финансов (до 2011 года)
- Реформирование управления финансами в Краснодарском крае
Реформирование управления финансами в Краснодарском краеВ течение последних лет в Российской Федерации идет процесс реформирования всей системы региональных и местных финансов. Основой для проведения последовательных шагов в этом направлении стала принятая летом 1998 г. Правительством Российской Федерации «Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 гг.» (постановление от 30 июля 1998 г. № 862), ставшая фактически первой среднесрочной программой действий в этой области. Главными направлениями реформы в соответствии с этой концепцией являлись разграничение расходных полномочий и ответственности между органами власти и управления разных уровней, разграничение доходных источников между уровнями бюджетной системы страны, инвестиционная поддержка развития регионов и др. Несмотря на определенные сложности, реформы, проведенные в 1998-2000 гг., значительно продвинули бюджетное устройство страны в сторону построения основ бюджетного федерализма. В федеральном бюджете на 2001 г. был создан Фонд реформирования региональных финансов (ФРРФ), средства которого распределяются между субъектами Федерации, проводящими реформы в сфере управления региональными бюджетами, на конкурсной основе. Предложения в области реформирования межбюджетных отношений были собраны Минфином России и оформлены в Постановлении Правительства РФ от 15 августа 2001 г. №584 «О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.», которая определяет действия Правительства РФ по достижению целей, поставленных в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию, в Бюджетных Посланиях Президента РФ. В рамках реализации программы реформирования межбюджетных отношений и региональных финансов Правительство Российской Федерации обратилось к Международному банку реконструкции и развития (МБРР) с предложением выделить финансовые средства на поддержку правовой реформы в сфере межбюджетных отношений, создание механизма финансового стимулирования субъектов Федерации и муниципальных образований с целью повышения качества исполнения федерального законодательства, развитие институциональных возможностей, связанных с разработкой, реализацией и контролем за ходом осуществления финансовой реформы на региональном уровне. В декабре 1999 г. Совет директоров МБРР принял решение о предоставлении Российской Федерации займа на финансирование Проекта технического содействия реформе бюджетной системы на региональном уровне, являющегося составной частью программы поддержки реформирования межбюджетных отношений и региональных и местных финансов в России. Таким образом, вся программа реформирования региональных финансов состоит из двух взаимосвязанных частей. Проект технического содействия стал первым этапом большой программы, а уже второй этап включил в себя получение от МБРР собственно финансового займа (серии займов) под программы реформирования региональных финансов. Именно кредит МБРР определен в законе о федеральном бюджете на 2001 г. в качестве источника образования Фонда развития региональных финансов (ст. 48 закона). С российской стороны общее руководство Проектом осуществляется Межведомственной рабочей группой по работе с займом МБРР на реформирование системы региональных финансов (МРГ), созданной приказом Минфина России от 1 февраля 1999 г. № 24. Оперативное управление Проектом осуществляется отделом мониторинга региональных финансов Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации. В 1999 г. решением МРГ в качестве группы реализации Проекта был утвержден Некоммерческий фонд реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов (ФРП). В марте 1999 г. Минфин России предложил субъектам Российской Федерации, заинтересованным в участии в Проекте, подавать заявки по согласованной с МБРР форме. Заявки поступили от 53 субъектов Российской Федерации. Рейтинговая служба ЕА-Ratings и Экономическая экспертная группа при Минфине России разработали методику и провели оценку кредитоспособности и качества управления бюджетами данных регионов. На основе результатов этих исследований в 1999 г. МРГ отобрала шесть субъектов Российской Федерации: Чувашскую Республику, Хабаровский край, Белгородскую, Вологодскую, Самарскую и Челябинскую области — которые и образовали первую когорту участников Проекта. В июне 2001 г. Министерство Финансов Российской Федерации сообщило о приеме заявок субъектов Российской Федерации на получение средств Фонда реформирования региональных финансов 2002-2003 году. Краснодарский край, представив заявление о принципах ответственной бюджетной политики, подтвердил свое намерение участвовать в реализации Проекта во втором конкурсе по отбору субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий из ФРРФ. Заявка края на участие во втором конкурсе Проекта была подготовлена Департаментом по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в июле 2001 г. в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными МРГ. Центральным элементом заявки стала Программа реформирования управления региональными финансами Краснодарского края (Программа реформирования), утвержденная Постановлением Законодательного Собрания края от 30 июля 2002 года, № 1601-П. Основными блоками (разделами) Программы реформирования являются проведение диагностики финансового состояния и оценки качества управления краевым бюджетом; финансовое планирование, казначейское исполнение и управление наличностью; бюджетный учет, отчетность и аудит; управление расходами и реструктуризация общественного сектора; программа заимствований и система управления долгом; закупки, тендеры, государственный (муниципальный) заказ; рекомендации по управлению региональными и местными финансами, стандарты наилучшей практики и т. д. Оценка заявок субъектов Федерации была проведена специалистами Минфина России и группы реализации Проекта и после дополнительного обсуждения с представителями администраций (правительств) регионов-участников, уточнения ряда вопросов, была представлена на заседании МРГ, состоявшемся в феврале 2002 г. На данном заседании было принято решение о включении в состав второй когорты субъектов Российской Федерации для получения в 2002-2003г. субсидий из ФРРФ Республику Карелия, Краснодарский и Хабаровский края, Астраханскую и Саратовскую области. При этом принимался во внимание широкий спектр вопросов, отраженных в заявке субъекта Федерации: полнота и достоверность проведенного анализа исходного состояния общественных финансов, уровня кредитоспособности региона, качества управления общественными финансами и его нормативно-правовой базы, проводимой региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления налогово-бюджетной и экономической политики; полнота и обоснованность основных направлений программы реформирования региональных финансов; надежность предложенной системы индикаторов отслеживания выполнения данной программы и оценки ее эффективности; готовность администрации (правительства) региона и органов местного самоуправления реализовывать концепцию реформирования региональных финансов и др. В то же время, предоставление неполной или недостоверной информация, недостаточная заинтересованность в разработке и реализации адекватной программы реформ и т. п. могли привести к исключению региона из получателей технической и финансовой помощи. Соглашение о займе № 4528-RU по реализации Проекта технического содействия реформе бюджетной системы на региональном уровне было подписано Правительством Российской Федерации и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) 7 марта 2000 г.; соглашение вступило в силу 30 августа того же года. По этому соглашению в течение 2001-2002 г. все регионы-участники безвозмездно получили небольшое количество единиц компьютерной и другой оргтехники для содействия в реализации Программ реформирования. Программа реформирования включает два этапа, при этом Министерством финансов РФ оценивается выполнение каждого этапа. При положительной оценке из фонда реформирования региональных финансов краю выделяется субсидия в сумме 331,8 млн. руб. двумя равнозначными траншами. Первый этап Программы реформирования в Краснодарском крае завершен в августе 2002 года. Оценка реализации первого этапа произведена Межведомственной рабочей группой по работе с займом Международного банка реконструкции и развития. Оценка всех регионов – участников первой когорты осуществлялась на основании Отчетов о выполнении первого этапа Программы реформирования, представленных администрациями вышеперечисленных субъектов Российской Федерации.
По результатам реализации Программы реформирования должно выполняться не менее шести минимальных стандартов качества управления региональными финансами. Вышеприведенные данные свидетельствуют о том, что в отношении всех шести субъектов РФ данное условие соблюдается. В ходе первого этапа Программы реформирования требуется, чтобы субъект РФ выполнил не менее 80 % от намеченного плана на первый этап.
Разработка и реализация Программы реформирования в Краснодарском крае была отдельно выделена в составе основных задач Департамента по финансам, бюджету и контролю Постановлением главы администрации Краснодарского края от 24.06.2002 № 693.
Все это привело к улучшению ситуации в бюджетной сфере, повышению степени управляемости, открытости и прозрачности государственных и муниципальных финансов, что и является, по сути, основной целью проводимых реформ.
В целях координации работы структурных подразделений администрации края по участию в Проекте была созданаМежведомственная группа по реализации Программы реформирования под председательством первого заместителя главы администрации Краснодарского края А.А.Ремезкова. На заседаниях Межведомственная группа рассматривает вопросы, возникающие в ходе выполнения Программы реформирования, разрабатывает рекомендации по управлению финансовой системой края.
Выделенные денежные средства в сумме 165,9 млн. руб. были определены Законом Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. № 530-КЗ «О краевом бюджете на 2003 год» по строке «субсидии на реформирование и оздоровление региональных финансов, развитие социальной инфраструктуры, повышение эффективности бюджетных расходов, поддержку экономических реформ».По результатам проведенной работы подготовлен и направлен в Министерство Финансов РФ отчет о выполнении Программы и использовании первого транша субсидий из Фонда реформирования региональных финансов. Эффективность от реализации мероприятий, предусмотренных на первом этапе Программы реформирования составила около 2 млрд. руб., в том числе от:
В течение 2003 года специалистами Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края совместно с органами государственной власти края проведена работа по реализации мероприятий второго этапа Программы реформирования. В ходе выполнения второго этапа Программы реформирования принят ряд нормативных документов, включивших передовые методики и концепции, такие как:
В Министерство Финансов Российской Федерации 28 сентября 2003 г. направлен отчет о реализации в крае второго этапа Программы. В результате проверки дисквалификационных критериев у Республики Карелия, Краснодарского и Хабаровского краев и Астраханской области дисквалификационных критериев не выявлено. У Саратовской области имеется просроченная задолженность перед негосударственным кредитором – компанией «VR Holdings Limited».
По результатам второго этапа Программы реформирования региональных финансов требуется, чтобы субъект РФ выполнил не менее 100% от намеченного плана реализации Программы реформирования.
Отдельно необходимо сказать о полученной краем возможности привлечь к разработкам методик, необходимых к внедрению, известные аудиторские, консалтинговые и исследовательские компании Москвы, а именно:
В течение реализации Проекта в различных городах Российской Федерации состоялись итоговые конференции и семинары по обзору бюджетных расходов на социальное обеспечение и социальную защиту населения, транспорт, образование, по управлению внутренним долгом, межбюджетным отношениям, отчетности бюджетных учреждений, в которых приняло участие более 3 тыс. специалистов из различных федеральных министерств и ведомств, научных учреждений, консультационных компаний и более чем 40 регионов. В ходе семинаров были обсуждены основные аналитические результаты проведенного обзора, планы реформирования системы финансирования расходов в регионах-участниках Проекта, рекомендации и методики, подготовленные в рамках выполненных работ, и предложения по совершенствованию федерального законодательства. Многие полученные результаты и методики уже используются Департаментом по финансам, бюджету и контролю и другими ведомствами края при разработке проекта краевого бюджета на очередной финансовый год, других законопроектов, подготовке и утверждении различных нормативных правовых актов. Таким образом, в России фактически впервые создается механизм возможности официального получения регионами дополнительных средств, идущих на реформы. Важно участие края в подобных всероссийских проектах. Выигранный транш показывает способность края зарабатывать средства на решение стоящих задач. Такие средства могут стать в будущем новым эффективным инструментом содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулированию экономических реформ на региональном уровне. |
Назад в раздел
Назад в подраздел